Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Вернуться к обычной версии сайта
Учебный план
 
  Учебный план школы-интерната I вида составлен на основе базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида Российской Федерации (приказ министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п). Данный учебный план создает благоприятные условия для компенсации дефектов развития, вызванных глубоким нарушением слуха и его последствиями, раскрытия и развития способностей обучающихся, обеспечение полноценности их жизни, социальной адаптации в обществе.
Учебный план обеспечивает получение глухими обучающимися основного общего образования за двенадцать лет обучения. Это связано с тем, что дети, не получившие полной дошкольной подготовки или ранее нигде не обучавшиеся, поступают в подготовительный класс. Учебный план состоит из 2 компонентов:
  • федеральный;
  • школьный.
  Федеральный компонент представлен в виде инвариантного (обязательного) набора образовательных областей и учебных предметов (общеобразовательных и коррекционных). Часы школьного компонента предназначены для изучения предметов, обозначенных в образовательных областях, на введение новых учебных предметов, на проведение факультативных занятий и занятий по выбору.
  Среди инвариантных образовательных областей наиболее специфической является «Язык и литература» с обязательным набором коррекционно-образовательных предметов:
  • устная речь;
  • дактильная речь;
  • развитие речи;
  • чтение;
  • письмо,
а также первоначальные грамматические обобщения (в младших классах). 
  Последующий систематический курс изучения русского языка и литературы в средних, старших классах сочетается с коррекционной работой по овладению словесной речью как средством общения и обучения (коммуникативная система обучения языку). 
  В эту же область включено и «Предметно-практическое обучение» как специфический  пропедевтический и интегрированный учебный предмет, обеспечивающий коррекционную направленность обучения языку.
  Для полного учета и реализации индивидуальных возможностей обучающихся в формировании речевой деятельности выделяются часы на проведение индивидуальных занятий по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи (на каждого ученика отводится 3 часа в неделю).
  Специальные фронтальные занятия в слуховом кабинете проводятся в подготовительном, первом и втором классах по 1 часу в неделю в течение учебного дня. Музыкально-ритмические занятия проводятся в подготовительном, первом – пятом классах включительно.
  Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и произношения проводятся в течение учебного дня и во внеклассное время. Сроки посещения индивидуальных занятий согласуются с администрацией школы учителем и воспитателем класса. Расписание индивидуальных занятий составляется по скользящему графику: рекомендуется с одного и того же урока приглашать обучающегося на индивидуальное занятие не чаще одного раза в месяц.
  Остальные образовательные области с зафиксированными в учебном плане  дисциплинами дополнены другими предметами и интегрированными курсами.
  Образовательная область «Математика» представлена учебным предметом с аналогичным названием, предполагает овладение обучающимися арифметикой, алгеброй, геометрией.
  «Обществознание» формирует систему знаний об истории человеческого общества, своей страны, региона, воспитывает гражданина, патриота. Образовательная область представлена курсом «История».
  Область «Естествознание» включает учебные предметы «Природоведение», «География», «Биология», «Физика», «Химия».
  Образовательная область «Искусство» представлена учебным предметом «Изобразительное искусство».
  Область «Физическая культура», направленная на физическое развитие обучающихся и представленная в учебном плане на всех годах обучения, предполагает общеоздоровляющие и общеукрепляющие занятия.
  Образовательная область «Технология» включает трудовое обучение учащихся, профориентацию, профильную подготовку на старших годах по видам труда с учетом местных условий. В школе-интернате ведутся такие дисциплины как: «Швейное дело», «Столярное дело», «Слесарное дело».
Инвариантная часть, включающая коррекционный блок, представлена индивидуальными и групповыми занятиями по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи, музыкально-ритмическими занятиями. Образовательная область «Окружающая жизнь», включенная в этот блок, имеет учебные предметы «Ознакомление с окружающим миром», «Социально-бытовая ориентировка», которые направлены на подготовку выпускника  к самостоятельной жизни, формирование его уверенности в себе и облегчение вхождения в жизнь общества.
  Часы школьного компонента используются на «Обязательные занятия по выбору», «Факультативные индивидуальные и групповые занятия», «Дополнительные коррекционные занятия» (по общеобразовательным предметам, психофизическому развитию).Из «Обязательных занятий по выбору» с 3 по 11 класс выделяется по 1 часу на изучение информатики, в 5 – 9 классах из «Факультативных индивидуальных и групповых занятий» выделяется на трудовое обучение. Часы «Дополнительных коррекционных занятий» используются для проведения занятий по физкультуре в 1-6 классах (по 1 часу), обществознания в 9 классе ( 1 час), русского языка в 7, 10, 11 классах (по 1 часу) и математики в 11 классе (1 час).
  На федеральном уровне разрабатывается базовое содержание следующих предметов: «Язык и литература», «Предметно-практическое обучение», «Математика», «Ознакомление с окружающим миром», «Природоведение», «Социально-бытовая ориентировка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Музыкально-ритмические занятия», «Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи».
  Глухие учащиеся со сложной структурой дефекта обучаются по специальным программам, учитывающим особенности их психофизического развития.
  С седьмого класса учебный процесс осуществляется на основе программ общеобразовательных школ при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса не только в обучении языку, но и другим дисциплинам, и реализующейся через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы, дополнительные часы на коррекционные занятия.
 
Учебный план на 2014-2015 учебный год